Кто изобрел world wide web. Тим Бернерс-Ли – создатель Всемирной паутины


Всемирную паутину образуют сотни миллионов веб-серверов . Большинство ресурсов всемирной паутины основаны на технологии гипертекста. Гипертекстовые документы, размещаемые во Всемирной паутине, называются веб-страницами . Несколько веб-страниц, объединённых общей темой, дизайном, а также связанных между собой ссылками и обычно находящихся на одном и том же веб-сервере , называются . Для загрузки и просмотра веб-страниц используются специальные программы - браузеры ( browser ).

Всемирная паутина вызвала настоящую революцию в информационных технологиях и взрыв в развитии Интернета . Часто, говоря об Интернете, имеют в виду именно Всемирную паутину, однако важно понимать, что это не одно и то же.

Структура и принципы Всемирной паутины

Всемирную паутину образуют миллионы веб-серверов сети Интернет , расположенных по всему миру. Веб-сервер - это компьютерная программа, запускаемая на подключённом к сети компьютере и использующая протокол HTTP для передачи данных. В простейшем виде такая программа получает по сети HTTP-запрос на определённый ресурс, находит соответствующий файл на локальном жёстком диске и отправляет его по сети запросившему компьютеру. Более сложные веб-серверы способны в ответ на HTTP-запрос динамически генерировать документы с помощью шаблонов и сценариев.

Для просмотра информации, полученной от веб-сервера, на клиентском компьютере применяется специальная программа - веб-браузер . Основная функция веб-браузера - отображение гипертекста. Всемирная паутина неразрывно связана с понятиями гипертекста и гиперссылки. Большая часть информации в Вебе представляет собой именно гипертекст.

Для облегчения создания, хранения и отображения гипертекста во Всемирной паутине традиционно используется язык HTML ( HyperText Markup Language «язык разметки гипертекста»). Работа по созданию (разметке) гипертекстовых документов называется вёрсткой, она делается веб-мастером либо отдельным специалистом по разметке - верстальщиком. После HTML-разметки получившийся документ сохраняется в файл, и такие HTML-файлы являются основным типом ресурсов Всемирной паутины. После того, как HTML-файл становится доступен веб-серверу, его начинают называть «веб-страницей». Набор веб-страниц образует .

Гипертекст веб-страниц содержит гиперссылки. Гиперссылки помогают пользователям Всемирной паутины легко перемещаться между ресурсами (файлами) вне зависимости от того, находятся ресурсы на локальном компьютере или на удалённом сервере. Для определения местонахождения ресурсов во Всемирной паутине используются единообразные локаторы ресурсов URL (англ. Uniform Resource Locator ). Например, полный URL главной страницы русского раздела Википедии выглядит так: http://ru.wikipedia.org/wiki/Заглавная_страница. Подобные URL-локаторы сочетают в себе технологию идентификации URI (англ. Uniform Resource Identifier «единообразный идентификатор ресурса») и систему доменных имён DNS (англ. Domain Name System ). Доменное имя (в данном случае ru.wikipedia.org) в составе URL обозначает компьютер (точнее - один из его сетевых интерфейсов), который исполняет код нужного веб-сервера. URL текущей страницы обычно можно увидеть в адресной строке браузера, хотя многие современные браузеры предпочитают по умолчанию показывать лишь доменное имя текущего сайта.

Технологии Всемирной паутины

Для улучшения визуального восприятия веба стала широко применяться технология CSS, которая позволяет задавать единые стили оформления для множества веб-страниц. Ещё одно нововведение, на которое стоит обратить внимание, - система обозначения ресурсов URN (англ. Uniform Resource Name ).

Популярная концепция развития Всемирной паутины - создание семантической паутины . Семантическая паутина - это надстройка над существующей Всемирной паутиной, которая призвана сделать размещённую в сети информацию более понятной для компьютеров. Семантическая паутина - это концепция сети, в которой каждый ресурс на человеческом языке был бы снабжён описанием, понятным компьютеру. Семантическая паутина открывает доступ к чётко структурированной информации для любых приложений, независимо от платформы и независимо от языков программирования. Программы смогут сами находить нужные ресурсы, обрабатывать информацию, классифицировать данные, выявлять логические связи, делать выводы и даже принимать решения на основе этих выводов. При широком распространении и грамотном внедрении семантическая паутина может вызвать революцию в Интернете. Для создания понятного компьютеру описания ресурса, в семантической паутине используется формат RDF (англ. Resource Description Framework ), который основан на синтаксисе XML и использует идентификаторы URI для обозначения ресурсов. Новинки в этой области - это RDFS (англ.) русск. (англ. RDF Schema ) и SPARQL (англ. Protocol And RDF Query Language ) (произносится как «спа́ркл»), новый язык запросов для быстрого доступа к данным RDF.

История Всемирной паутины

Изобретателями всемирной паутины считаются Тим Бернерс-Ли и в меньшей степени, Роберт Кайо. Тим Бернерс-Ли является автором технологий HTTP, URI/URL и HTML. В 1980 году он работал в Европейском совете по ядерным исследованиям (фр. Conseil Européen pour la Recherche Nucléaire, CERN ) консультантом по программному обеспечению. Именно там, в Женеве (Швейцария), он для собственных нужд написал программу «Энквайр» (англ. Enquire , можно вольно перевести как «Дознаватель»), которая использовала случайные ассоциации для хранения данных и заложила концептуальную основу для Всемирной паутины.

В 1989 году, работая в CERN над внутренней сетью организации, Тим Бернерс-Ли предложил глобальный гипертекстовый проект, теперь известный как Всемирная паутина. Проект подразумевал публикацию гипертекстовых документов, связанных между собой гиперссылками, что облегчило бы поиск и консолидацию информации для учёных CERN. Для осуществления проекта Тимом Бернерсом-Ли (совместно с его помощниками) были изобретены идентификаторы URI, протокол HTTP и язык HTML. Это технологии, без которых уже нельзя себе представить современный Интернет. В период с 1991 по 1993 год Бернерс-Ли усовершенствовал технические спецификации этих стандартов и опубликовал их. Но, всё же, официально годом рождения Всемирной паутины нужно считать 1989 год.

В рамках проекта Бернерс-Ли написал первый в мире веб-сервер httpd и первый в мире гипертекстовый веб-браузер, называвшийся WorldWideWeb. Этот браузер был одновременно и WYSIWYG-редактором (сокр. от англ. What You See Is What You Get - что видишь, то и получишь), его разработка была начата в октябре 1990 года, а закончена в декабре того же года. Программа работала в среде NeXTStep и начала распространяться по Интернету летом 1991 года.

Майк Сендал (Mike Sendall) покупает в это время компьютер NeXT cube для того, чтобы понять, в чём состоят особенности его архитектуры, и отдает его затем Тиму [Бернерс-Ли]. Благодаря совершенству программной системы NeXT cube Тим написал прототип, иллюстрирующий основные положения проекта, за несколько месяцев. Это был впечатляющий результат: прототип предлагал пользователям, кроме прочего, такие развитые возможности, как WYSIWYG browsing/authoring!… В течение одной из сессий совместных обсуждений проекта в кафетерии ЦЕРНа мы с Тимом попытались подобрать «цепляющее» название (catching name) для создаваемой системы. Единственное, на чём я настаивал, это чтобы название не было в очередной раз извлечено все из той же греческой мифологии. Тим предложил World Wide Web. Все в этом названии мне сразу очень понравилось, только трудно произносится по-французски.

Первый в мире веб-сайт был размещён Бернерсом-Ли 6 августа 1991 года на первом веб-сервере доступном по адресу http://info.cern.ch/, (здесь архивная копия). Ресурс определял понятие Всемирной паутины , содержал инструкции по установке веб-сервера, использования браузера и т. п. Этот сайт также являлся первым в мире интернет-каталогом, потому что позже Тим Бернерс-Ли разместил и поддерживал там список ссылок на другие сайты.

На первой фотографии во Всемирной паутине была изображена пародийная филк-группа Les Horribles Cernettes. Тим Бернес-Ли попросил их отсканированные снимки у лидера группы после CERN Hardronic Festival.

И всё же теоретические основы веба были заложены гораздо раньше Бернерса-Ли. Ещё в 1945 году Ванна́вер Буш разработал концепцию Memex - вспомогательных механических средств «расширения человеческой памяти». Memex - это устройство, в котором человек хранит все свои книги и записи (а в идеале - и все свои знания, поддающиеся формальному описанию) и которое выдаёт нужную информацию с достаточной скоростью и гибкостью. Оно является расширением и дополнением памяти человека. Бушем было также предсказано всеобъемлющее индексирование текстов и мультимедийных ресурсов с возможностью быстрого поиска необходимой информации. Следующим значительным шагом на пути ко Всемирной паутине было создание гипертекста (термин введён Тедом Нельсоном в1965 году).

С 1994 года основную работу по развитию Всемирной паутины взял на себя консорциум Всемирной паутины (англ. World Wide Web Consortium, W3C ), основанный и до сих пор возглавляемый Тимом Бернерсом-Ли. Данный консорциум - организация, разрабатывающая и внедряющая технологические стандарты для Интернета и Всемирной паутины. Миссия W3C: «Полностью раскрыть потенциал Всемирной паутины путём создания протоколов и принципов, гарантирующих долгосрочное развитие Сети». Две другие важнейшие задачи консорциума - обеспечить полную «интернационализа́цию Сети́» и сделать Сеть доступной для людей с ограниченными возможностями.

W3C разрабатывает для Интернета единые принципы и стандарты (называемые «рекомендациями», W3C Recommendations ), которые затем внедряются производителями программ и оборудования. Таким образом достигается совместимость между программными продуктами и аппаратурой различных компаний, что делает Всемирную сеть более совершенной, универсальной и удобной. Все рекомендации консорциума Всемирной паутины открыты, то есть не защищены патентами и могут внедряться любым человеком без всяких финансовых отчислений консорциуму.

Перспективы развития Всемирной паутины

В настоящее время наметились две тенденции в развитии Всемирной паутины: семантическая паутина и социальная паутина.

  • Семантическая паутина предполагает улучшение связности и релевантности информации во Всемирной паутине через введение новых форматов метаданных.
  • Социальная паутина полагается на работу по упорядочиванию имеющейся в Паутине информации, выполняемую самими пользователями Паутины. В рамках второго направления наработки, являющиеся частью семантической паутины, активно используются в качестве инструментов (RSS и другие форматы веб-каналов, OPML, микроформаты XHTML). Частично семантизированные участки Дерева категорий «Википедии» помогают пользователям осознанно перемещаться в информационном пространстве, однако, очень мягкие требования к подкатегориям не дают основания надеяться на расширение таких участков. В связи с этим интерес могут представлять попытки составления атласов Знания.

Существует также популярное понятие Web 2.0, обобщающее сразу несколько направлений развития Всемирной паутины.

Способы активного отображения информации во Всемирной паутине

Информация в вебе может отображаться как пассивно (то есть пользователь может только считывать её), так и активно - тогда пользователь может добавлять информацию и редактировать её. К способам активного отображения информации во Всемирной паутине относятся:

Следует отметить, что это деление весьма условно. Так, скажем, блог или гостевую книгу можно рассматривать как частный случай форума, который, в свою очередь, является частным случаем системы управления контентом. Обычно разница проявляется в назначении, подходе и позиционировании того или иного продукта.

Отчасти информация с сайтов может также быть доступна через речь. В Индии уже началось тестирование системы, делающей текстовое содержимое страниц доступным даже для людей, не умеющих читать и писать.

World Wide Web иногда иронично называют Wild Wild Web (дикий, дикий Web) - по аналогии с названием одноименного фильма Wild Wild West (Дикий, дикий Запад).

Безопасность

Для киберпреступников Всемирная паутина стала ключевым способом распространения вредоносного программного обеспечения. Кроме того, под понятие сетевой преступности подпадают кража личных данных, мошенничество, шпионаж и незаконный сбор сведений о тех или иных субъектах или объектах . Веб-уязвимости, по некоторым данным, в настоящее время превосходят по количеству любые традиционные проявления проблем компьютерной безопасности; по оценкам Google, примерно одна из десяти страниц во Всемирной паутине может содержать вредоносный код. По данным компании Sophos, британского производителя антивирусных решений, большинство кибератак в веб-пространстве совершается со стороны легитимных , размещённых по преимуществу в США,Китае и России. Наиболее распространённым видом подобных нападений, по сведениям от той же компании, является SQL-инъекция - злонамеренный ввод прямых запросов к базе данных в текстовые поля на страницах ресурса, что при недостаточном уровне защищённости может привести к раскрытию содержимого БД. Другой распространённой угрозой, использующей возможностиHTML и уникальных идентификаторов ресурсов, для сайтов Всемирной паутины является межсайтовое выполнение сценариев (XSS), которое стало возможным с введением технологии JavaScript и набрало обороты в связи с развитием Web 2.0 и Ajax - новые стандарты поощряли использование интерактивных сценариев. По оценкам 2008 года, до 70 % всех веб-сайтов в мире были уязвимы для XSS-атак против их пользователей.

Предлагаемые решения соответствующих проблем существенно варьируются вплоть до полного противоречия друг другу. Крупные поставщики защитных решений вроде McAfee разрабатывают продукты для оценки информационных систем на предмет их соответствия определённым требованиям, другие игроки рынка (например, Finjan) рекомендуют проводить активное исследование программного кода и вообще всего содержимого в режиме реального времени, вне зависимости от источника данных. Есть также мнения, согласно которым предприятия должны воспринимать безопасность как удачную возможность для развития бизнеса, а не как источник расходов; для этого на смену сотням компаний, обеспечивающих защиту информации сегодня, должна прийти немногочисленная группа организаций, которая приводила бы в исполнение инфраструктурную политику постоянного и повсеместного управления цифровыми правами.

Конфиденциальность

Каждый раз, когда пользовательский компьютер запрашивает у сервера веб-страницу, сервер определяет и, как правило, протоколирует IP-адрес, с которого поступил запрос. Аналогичным образом большинство обозревателей Интернета записывают сведения о посещённых страницах, которые затем можно просмотреть в журнале браузера, а также кэшируют загруженное содержимое для возможного повторного использования. Если при взаимодействии с сервером не используется зашифрованное HTTPS-соединение, запросы и ответы на них передаются через Интернет открытым текстом и могут быть считаны, записаны и просмотрены на промежуточных узлах сети.

Когда веб-страница запрашивает, а пользователь предоставляет определённый объём личных сведений, таких, к примеру, как имя и фамилия либо реальный или электронный адрес, поток данных может быть деанонимизирован и ассоциирован с конкретным человеком. Если веб-сайт использует файлы cookie, поддерживает аутентификацию пользователя или другие технологии отслеживания активности посетителей, то между предыдущими и последующими визитами также может быть установлена взаимосвязь. Таким образом, работающая во Всемирной паутине организация имеет возможность создавать и пополнять профиль конкретного клиента, пользующегося её сайтом (или сайтами). Такой профиль может включать, к примеру, информацию о предпочитаемом отдыхе и развлечениях, потребительских интересах, роде занятий и других демографических показателях. Такие профили представляют существенный интерес для маркетологов, сотрудников рекламных агентств и других специалистов подобного рода. В зависимости от условий обслуживания конкретных сервисов и местных законов такие профили могут продаваться или передаваться третьим сторонам без ведома пользователя.

Раскрытию сведений способствуют также социальные сети , предлагающие участникам самостоятельно изложить определённый объём личных данных о себе. Неосторожное обращение с возможностями таких ресурсов может приводить к попаданию в открытый доступ сведений, которые пользователь предпочел бы скрыть; помимо прочего, такая информация может становиться предметом внимания хулиганов или, более того, киберпреступников. Современные социальные сети предоставляют своим участникам довольно широкий спектр настроек конфиденциальности профиля, однако эти настройки могут быть излишне сложны - в особенности для неопытных пользователей.

Распространение

В период с 2005 по 2010 год количество веб-пользователей удвоилось и достигло отметки миллиарда. Согласно ранним исследованиям 1998 и 1999 годов, большинство существующих веб-сайтов не индексировались корректно поисковыми системами, а сама веб-сеть оказалась крупнее, чем ожидалось. По данным на 2001 год было создано уже более 550 миллионов веб-документов, большинство из которых однако находились в пределах невидимой сети По данным на 2002 год было создано боле 2 миллиардов веб-страниц, 56,4 % всего интернет-содержимого было наанглийском языке, после него шёл немецкий (7.7 %), французский (5.6 %) и японский (4.9 %). Согласно исследованиям, проводимым в конце января 2005 года на 75 разных языках было определено более 11,5 миллиардов веб-страниц, которые были индексированы в открытой сети. А по данным на март 2009 года, количество страниц увеличилось до 25.21 миллиардов. 25 июля 2008 года инженеры программного обеспечения Google Джессе Альперт и Ниссан Хайай объявили, что поисковик Google Search засёк более миллиарда уникальных URL-ссылок.

  • В 2011 году в Санкт-Петербурге планировали установить памятник Всемирной паутине. Композиция должна была представлять собой уличную скамейку в виде аббревиатуры WWW с бесплатным доступом в Сеть.

См. также

  • Глобальная вычислительная сеть
  • Всемирная цифровая библиотека
  • Глобальное использование Интернета

Литература

  • Филдинг, Р.; Геттис, Дж.; Могул, Дж.; Фристик, Г.; Мазинтер, Л.; Лич, П.; Бернерс-Ли, Т. (Июнь 1999). «Hypertext Transfer Protocol - http://1.1» (Information Sciences Institute).
  • Бернерс-Ли, Тим; Брэй, Тим; Конноли, Дэн; Коттон, Пол; Филдинг, Рой; Джекл, Марио; Лилли, Крис; Мендельсон, Ной; Оркард, Дэвид; Уолш, Норман; Уиллиамс, Стюарт (Декабрь 15, 2004). «Architecture of the World Wide Web, Volume One» (W3C).
  • Поло, Лучано. World Wide Web Technology Architecture: A Conceptual Analysis. New Devices (2003).

Здравствуйте, уважаемые читатели блога сайт. Все мы с вами живем в эпоху глобального интернета и пользуемся терминами сайт, веб, www (World Wide Web — всемирная паутина, глобальная сеть) довольно часто и особо не вдаваясь в то, что же это такое.

Тоже самое я наблюдаю и у других авторов, да и обычных собеседников. «Сайт», «интернет», «сеть» или аббревиатура «WWW» стали для нас настолько обычными понятиями, что даже задумываться об их сути не приходит в голову. Однако первый вебсайт появился на свет всего лишь каких-то двадцать лет назад. А что такое интернет?

Ведь он имеет довольно длинную историю, однако, до появления глобальной сети (WWW), 99.9% жителей планеты даже не подозревали о его существовании, ибо он был уделом специалистов и энтузиастов. Сейчас же о всемирной паутине знают даже эскимосы, в языке которых это слово отождествляется со способностью шаманов отыскивать ответы в слоях мироздания. Так давайте же откроем для себя — что такое интернет, сайт, всемирная паутина, и все остальное.

Что такое Интернет и его отличие от глобальной паутины WWW

Самым замечательным фактом, который сейчас можно констатировать, является то, что Internet не имеет владельца . По сути это объединение отдельных локалок (благодаря принятым когда-то общим стандартам, а именно протоколу TCP/IP), которое поддерживается в рабочем состоянии сетевыми провайдерами.

Есть мнение, что из-за все возрастающего медийного трафика (видео и другого тяжелого контента, перемещаемого тоннами в сети) вскоре случится коллапс Интернета из-за его ограниченной на текущий момент пропускной способности. Основной проблемой в этом плане является обновление сетевого оборудования, составляющего глобальную паутину, на более скоростное, что в первую очередь сдерживается необходимыми при этом дополнительными расходами. Но думаю, что проблема будет решена по мере назревания коллапса, да и уже существуют отдельные сегменты сети работающие на высоких скоростях.

Вообще, в свете тог, что интернет по сути ничей, следует упомянуть, что многие государства, пытаясь внедрить цензуру в глобальной сети, хотят отождествить ее (а именно его самую популярную на данный момент составляющую WWW) со .

Но под этим хотением на самом деле нет никакой почвы, потому что интернет это всего лишь средство коммуникации или, другими словами, носитель информации сравнимый с телефоном или даже обычной бумагой. Попробуйте применить санкции к бумаге или ее распространению по планете. Отдельные санкции отдельные государства, на самом деле, могу применять только к сайтам (островкам информации в сети), которые становятся доступны пользователям посредством всемирной паутины.

Первые предпосылки создания глобальной паутины и интернета были предприняты... Как вы думаете в каком году? Удивительно, но аж в дремучем 1957. Понадобилась такая сетка, естественно, военным (и, естественно, США, ну куда же без них) для связи в случае развертывания военных действий с применением ядреного оружия. Создавали сеть довольно долго (около 12 лет), но это вполне объяснимо тем, что в то время компьютеры находились в зачаточном состоянии.

Но тем не менее их мощности вполне хватало на то, чтобы к 1971 году получить возможность между военными ведомствами и ведущими университетами США. Таким образом протокол передачи Емайл стал первым способом использования интернета для нужд пользователей. Еще через пару о том, что такое интернет уже узнали за океаном. К началу 80x были стандартизированы основные протоколы передачи данных (почтовый, ), а так же появился протокол так называемых новостных конференций Usenet, который был похож на почтовый, но позволял организовывать что-то похожее на форумы.

А спустя еще несколько лет появилась идея создания системы доменных имен (DNS — сыграет важнейшую роль в становлении WWW) и появился первый в мире протокол для общения через интернет в реальном времени — IRC (в русском разговорном — ирка). Он позволял чатиться в сети. Фантастика, которая была доступна и интересна очень и очень малому числу жителей планеты Земля. Но это только пока.

На стыке 80x и 90x годов происходят настолько значимые события в истории развития инфраструктуры, что они, собственно, и предопределили ее дальнейшую судьбу. Вообще такое распространение глобальной сети в умах современных жителей планеты обязано практически одному единственному человеку — Тиму Бернерсу-Ли :

Бернерс-Ли является англичанином, родившимся в семье двух математиков, посвятивших свою жизнь созданию одного из первых компьютеров в мире. Именно благодаря ему мир узнал, что такое интернет, сайт, электронная почта и т.п. Изначально всемирную паутину WWW (World Wide Web) он создал для нужд ядерных исследований Церн (тот самый коллайдер находится у них). Задача состояла в удобном размещении всей имеющейся у концерна научной информации в их собственной сети.

Для решения этой задачи он придумал все, что сейчас является основополагающими элементами WWW (то, что мы и считаем интернетом, немного не понимая его суть). За основу он взял принцип организации информации, называемый . Что это такое? Данный принцип был придуман задолго до этого и заключался в такой организации текста, когда линейность повествования заменялась возможностью перехода по разным ссылкам (связям).

Интернет — это гипертекст, гиперссылки, Урлы и железо

Благодаря этому гипертекст можно читать в разной последовательности, тем самым получая различные варианты линейного текста (ну, вам это, как пользователям интернета со стажем, сейчас должно быть понятно и очевидно, но тогда это была революция). В роли узлов гипертекста должны были , которые мы сейчас называем просто ссылками.

В результате, всю существующую сейчас в компьютерах информацию можно представить как один большой гипертекст, включающий в себя бесчисленное множество узлов (гиперссылок). Все, что было разработано Тимом Бернерсом-Ли, было перенесено с локальной сетки ЦЕРНа в то, что мы сегодня называем интернетом, после чего Web (веб) стал бешеными темпами набирать популярность (первые пятьдесят миллионов пользователей World Wide Web были зарегистрированы всего лишь на протяжении первых пяти лет существования).

Но для реализации принципа гипертекста и гиперссылок понадобилось с нуля создать и разработать сразу несколько вещей. Во-первых, нужен был новый протокол передачи данных, которым стал всем вам сейчас известный протокол HTTP (в начале адресов всех веб сайтов вы найдете упоминание о нем или о его защищенной версии HTTPs).

Во-вторых, был разработан с нуля , аббревиатура которого сейчас известна всем вебмастерам в мире. Итак, мы получили инструменты для передачи данных и создания сайтов (набора веб страниц или web документов). Но как же ссылаться на эти самые документы?

Первый позволял идентифицировать документ на отдельном сервере (сайте), а второй позволял подмешать в идентификатор URI доменное имя (полученное и однозначно указывающее на принадлежность документа вебсайту, размещенному на определенном сервере) или IP адрес (уникальный цифровой идентификатор абсолютно всех устройств в глобальной или локальной сети). Про читайте поподробнее по приведенной ссылке.

Осталось сделать всего лишь один шаг для того, чтобы всемирная паутина WWW, наконец-то, заработала и стала востребована пользователями. Знаете какой?

Ну, конечное же, нужна была программа, которая бы на компьютере пользователя могла отображать содержимое любой запрошенной в интернете (с помощью URL адреса) веб страницы. Такой программой стал . Если говорить про сегодняшнее время, то основных игроков на этом рынке не так уж и много, и обо всех из них я успел написать по небольшому обзору:

  1. (IE, MSIE) - старая гвардия еще в строю
  2. (Мазила Фаерфокс) - еще один ветеран не собирается сдавать позиций без боя
  3. (Гугл Хром) - амбициозный новичок, которому удалось захватить лидерство в максимально короткие сроки
  4. — любимый многими в рунете, но постепенно теряющий популярность браузер
  5. — засланец из яблочного стана

Тимоти Джон Бернерс-Ли самостоятельно написал программу первого в мире Internet обозревателя и назвал его, не мудрствуя лукаво, World Wide Web. Хотя это и не было пределом совершенства, однако именно с этого браузера началось победное шествие всемирной паутины WWW по планете.

Вообще, конечно же, поражает тот факт, что все необходимые инструменты для современного интернета (имеется в виду его самая популярная составляющая) были созданы всего лишь одним человеком за столь короткое время. Браво.

Чуть позже появился первый графический браузер Мозаика, от которого ведут начало и многие из современных обозревателей (Мазила и Эксплорер). Именно Мозаика стала той каплей, которой не хватало, чтобы появился интерес к интернету (а именно к всемирной паутине) у обычных жителей планеты Земля. Графический браузер — это уже совсем другое дело, чем текстовый. Все любят смотреть картинки и лишь немногие любят читать.

Что примечательно, Бернерс-Ли не получил каких-то жутко больших сумм денег, которые, например, в результате получили или , хотя сделал он для глобальной сети, наверное, все же больше.

Да, со временем в дополнение к разработанному Бернерсом-Ли языку Html добавился еще и . Благодаря этому часть операторов в Html стала не нужна, а им на замену пришли гораздо более гибкие инструменты каскадных таблиц стилей, которые позволили существенно повысить привлекательность и гибкость дизайна у создаваемых сейчас сайтов. Хотя в изучении правила CSS, кончено же, более сложны, чем язык разметки. Однако, красота требует жертв.

Как устроены интернет и глобальная сеть изнутри?

Но давайте посмотрим, что такое Web (www) и каким образом осуществляется размещение информации в Internet. Тут мы с вами вплотную столкнемся с тем самым феноменом, который называется website (web — сетка, а site — место). Итак, что же такое «место в сети» (аналог места под солнцем в реальной жизни) и как его, собственно, получить.

Что же такое интет? Итак, он состоит из невидимых и не имеющих большого значения для пользователей каналообразующих устройств (маршрутизаторов, коммутаторов). Сеть же WWW (то, что мы называем Web или всемирной паутиной) состоит из миллионов веб серверов, которые представляют из себя программы, запущенные на немного модифицированных компьютерах, которые в свою очередь обязательно должны быть подключены (в режиме 24 на 7) к глобальной паутине и использовать для обмена данными протокол HTTP.

Веб сервер (программа) получает запрос (чаще всего от браузера пользователя, который открывает ссылку или же ввел Url в адресной строке) на открытие документа, размещенного на этом самом сервере. Документ в простейшем случае представляет из себя физический файл (с расширение html, например), который лежит на жестком диске сервера.

В более сложном случае (при использовании ) запрашиваемый документ будет сформирован программным способом на лету.

Для просмотра запрошенной страницы сайта используется специальное программное обеспечение на стороне клиента (пользователя) под названием браузер, который умеет отрисовывать закачанный фрагмент гипертекста в удобоваримом виде на том устройстве отображения информации, где этот самый обозреватель установлен (ПК, телефон, планшет и т.п.). В общем-то все просто, если не вдаваться в детали.

Раньше каждый отдельный вебсайт размещался физически на отдельном компьютере. Связано это было в основном со слабой вычислительной мощностью имеющихся на тот момент ПК. Но в любом случае, компьютер с программой web сервера и размещенном на нем сайтом обязательно должен быть круглосуточно подключен в интернету. Осуществить это в домашних условиях довольно сложно и дорого, поэтому для хранения веб сайтов обычно пользуются услугами специализирующихся на этом хостинг-компаний.

Услуга хостинга в силу популярности WWW является сейчас довольно востребованной. Благодаря растущим со временем мощностям современных ПК у хостеров появилась возможность размещать помногу вебсайтов на одном физическом компьютере (виртуальный хостинг), а размещение одного сайта на одном физическом ПК стало называться услугой .

При использовании виртуального хостинга всем размещенным на компьютере (тот, который называется сервером) вебсайтам может быть присвоен один IP адрес, а можете быть и отдельный каждому. Сути это не меняет и лишь косвенно может влиять на размещенный там Website (плохое соседство на одном IP может плохо сказаться на — поисковики иногда гребут всех под одну гребенку).

Теперь давайте немного поговорим за доменные имена вебсайтов и их значение во всемирной паутине WWW. Каждый ресурс в интернете имеет свое доменное имя. Причем может сложиться ситуация, когда у одного и того же сайта может быть несколько доменных имен (в результате получаются зеркала или же алиасы), а так же, например, на для многих ресурсов может использоваться одно и то же доменное имя.

Так же для некоторых серьезных ресурсов существует такое понятие, как зеркала. В этом случае файлы сайта могут находиться на разных физических компьютерах, а сами ресурсы иметь разные доменные имена. Но это все нюансы, только запутывающие начинающих пользователей.

Интернет – это система связи и одновременно информационная система – среда общения людей. В настоящее время существует много определений этого понятия. На наш взгляд одним из определений Интернета, наиболее полно характеризующим информационное взаимодействие населения планеты, является: «Интернет–это сложная транспортно–информационная система из грибовидных (дипольных) структур, шляпка каждой из которых (собственно диполи) представляет собой мозг человека, сидящего за компьютером, в совокупности с самим компьютером, который как бы является искусственным продолжением мозга, а ножки, например, телефонная сеть, соединяющая компьютеры, или эфир, через который передаются радиоволны».

Появление Интернета дало толчок развитию новых информационных технологий, ведущих не только к изменению сознания людей, но и мира в целом. Однако всемирная компьютерная сеть не была первым открытием подобного рода. Сегодня Интернет развивается по такой же схеме, как и его предшественники – телеграф, телефон и радио. Однако в отличие от них, он объединил в себе их достоинства – стал не только полезным для связи между людьми, но и общедоступным средством для получения и обмена информацией. Надо добавить, что и возможности не только стационарного, но и мобильного телевидения стали использоваться в Интернете уже в полной мере.

История Интернета начинается примерно в 60-годы XX века.

Первым документальным описанием социального взаимодействия, которое станет возможным благодаря сети, была серия заметок, написанных Дж. Ликлайдером. В этих заметках обсуждалась концепция «Галактической сети» («Galactic Network»). Автор предвидел создание глобальной сети взаимосвязанных компьютеров, с помощью которой каждый сможет быстро получать доступ к данным и программам, расположенным на любом компьютере. По духу эта концепция очень близка к современному состоянию Интернет.

Леонард Клейнрок в июле 1961 г. опубликовал первую статью по теории пакетной коммутации. В статье он представил преимущества своей теории перед существующим принципом передачи данных – коммутацией каналов. В чем различие этих концепций? При коммутации пакетов – отсутствует физическая связь между двумя оконечными устройствами (компьютерами). При этом необходимые для передачи данные разбиваются на части. К каждой части присоединяется заголовок, содержащий полную информацию о доставке пакета по назначению. При коммутации каналов на время передачи информации два компьютера физически соединяются « каждый с каждым». В период соединения происходит передача всего объема информации. Это соединение сохраняется до окончания передачи информации, т. е. также как это и было при передаче информации по аналоговым системам, обеспечивающим коммутацию соединений. При этом коэффициент использования информационного канала минимален.

Для проверки концепции пакетной коммутации каналов Лоренс Робертс и Томас Мерилл в 1965 году соединили компьютер TX-2 в Массачусетс с компьютером Q-32 в Калифорнии с помощью низкоскоростных телефонных коммутируемых линий. Таким образом, была создана первая в истории (хотя и маленькая) нелокальная компьютерная сеть. Результатом эксперимента стало понимание того, что компьютеры с разделением по времени могут успешно работать вместе, выполняя программы и осуществляя выборку данных на удаленной машине. Стало ясно и то, что телефонная система с коммутацией каналов (соединений) абсолютно непригодна для построения компьютерной сети.

В 1969 американское агентство ARPA (Агентство передовых исследовательских проектов) занялось исследованиями по созданию экспериментальной сети «с коммутацией пакетов». Эта сеть была создана и получила наименование ARPANET, т.е. сеть агентства передовых исследовательских проектов. Эскиз сети ARANET, состоящий из четырех узлов – эмбрион Интернета представлен на рис. 6.1 .

На этой ранней стадии велись исследования, как по сетевой инфраструктуре, так и по сетевым приложениям. Одновременно велись работы по созданию функционально полного протокола межкомпьютерного взаимодействия и другого сетевого программного обеспечения.

В декабре 1970 года сетевая рабочая группа (Network Working Group, NWG) под руководством С. Крокера завершила работу над первой версией протокола, получившего название Протокол управления сетью (Network Control Protocol, NCP). После того, как в 1971 – 1972 годах были выполнены работы по реализации NCP на узлах ARPANET, пользователи сети, наконец, смогли приступить к разработке приложений.

В 1972 году появилось первое приложение – электронная почта.

В марте 1972 г. Рэй Томлинсон написал базовые программы пересылки и чтения электронных сообщений. В июле этого же года Робертс добавил к этим программам возможности выдачи списка сообщений, выборочного чтения, сохранения в файле, пересылки и подготовки ответа.

С тех пор электронная почта стала крупнейшим сетевым приложением. Для своего времени электронная почта стала тем же, чем в наши дни является Всемирная паутина – исключительно мощным катализатором роста обмена всех видов межперсональных потоков данных.

В 1974 году Internet Network Working Group (INWG) представила универсальный протокол передачи данных и объединения сетей – TCP/IP. В современном Интернете используется именно этот протокол.

Тем не менее, переход ARPANET с протокола NCP на TCP/IP состоялся только 1 января 1983 года. Это был переход в стиле «Дня X», требующий одновременных изменений на всех компьютерах. Переход тщательно планировался всеми заинтересованными сторонами в течение нескольких предшествующих лет и прошел на удивление гладко (однако, он привел к распространению значка «Я пережил переход на TCP/IP»). В 1983 году перевод ARPANET с NCP на TCP/IP позволил разделить эту сеть на MILNET, собственно сеть для военных нужд, и ARPANET, использовавшуюся в исследовательских целях.

В этом же году произошло еще одно важное событие. Пол Мокапетрис (Paul Mockapetris) разработал доменную систему имен (Domain Name System, DNS). Эта система позволила создать масштабируемый распределенный механизм для отображения иерархических имен компьютеров (например, www.acm.org) в Интернет–адресах.

В этом же 1983 году в университете Висконсии был создан сервер доменных имен (Domain Name Server, DNS). Данный сервер (DNS) автоматически и скрытно от пользователя обеспечивает перевод словарного эквивалент сайта в IP-адрес.

С всеобщим распространением Сети за пределы США появились национальные домены первого уровня ru, uk, ua и т. д.

В 1985 году, Фонд Национальной Науки (NSF) принял участие в создании собственной сети NSFNet, которая вскоре была подключена к Интернету. Первоначально в состав NSF входили 5 суперкомпьютерных центров, впрочем, меньше, чем в APRANET, а скорость передачи данных в каналах связи не превышала 56 кбит/с. В то же время, создание NSFNet стало заметным вкладом в развитие Интернет, поскольку позволило по-новому взглянуть на то, как можно использовать Интернет. Фонд поставил задачу, чтобы каждый ученый, каждый инженер в США оказались «подключенным» к единой сети, а потому приступили к созданию сети с более быстрыми каналами, которая бы объединила многочисленные региональные и локальные сети.

На основе технологии ARPANET в 1986 г. была создана сеть NSFNET (the National Science Foundation NETwork – Сеть Национального научного фонда), в создании которой приняли непосредственное участие NASA и Министерство энергетики. Было соединено шесть крупных научно-исследовательских центров, оснащенных новейшими суперкомпьютерами, расположенных в разных регионах США. Основной целью этой сети было предоставление научным центрам США доступа к суперкомпьютерам, на основе опорной межрегиональной сети. Сеть работала на базовой скорости 56 Кбит/с. При создании сети стало очевидным, что не стоит даже и пытаться соединить все университеты и исследовательские организации непосредственно с центрами, т. к. проложить такое количество кабеля не только очень дорого, но практически невозможно. Поэтому решили создавать сети по региональному принципу. В каждой части страны заинтересованные учреждения соединялись со своими ближайшими соседями. Получившиеся цепочки подсоединялись к суперкомпьютерным центрам через один из своих узлов, таким образом, суперкомпьютерные центры были соединены вместе. При такой конструкции любой компьютер мог связаться с любым другим, передавая сообщения через соседей .

Одна из проблем, существовавшая в то время, заключалась в том, что ранние сети (в том числе ARPANET) строились целенаправленно в интересах узкого круга заинтересованных организаций. Они должны были использоваться замкнутым сообществом специалистов; как правило, этим работа сетей и ограничивалась. Особой потребности в совместимости сетей не было, соответственно, не было и самой совместимости. В это же время в коммерческом секторе начали появляться альтернативные технологии, такие как XNS от компании Xerox, DECNet, а также SNA от IBM. Поэтому под эгидой DARPA NSFNET, совместно со специалистами из подведомственных тематических групп по технологии и архитектуре Интернета (Internet Engineering and Architecture Task Forces) и членами Сетевой технической консультативной группы NSF, были разработаны «Требования к Интернет-шлюзам». Эти требования формально гарантировали совместимость частей Интернета, находящихся в ведении DARPA и NSF. Помимо выбора TCP/IP как основы NSFNet федеральные агентства США приняли и реализовали ряд дополнительных принципов и правил, сформировавших современный облик Интернета. Что очень важно, NSFNET проводило политику «всеобщего и равного доступа в Internet». В самом деле, чтобы американский университет мог получить от NSF средства на подключение к Интернету, он, как было записано в программе NSFNet, «должен обеспечить доступность этого подключения для всех подготовленных пользователей в университетском городке» .

NSFNET поначалу работала вполне успешно. Но настало время, когда она перестала справляться с возросшими потребностями. Сеть, созданная для пользования суперкомпьютерами, позволяла подключенным организациям пользоваться и множеством информационных данных к суперкомпьютерам не относящимся. Пользователи Сети в научных центрах, университетах, школах и т. п. поняли, что им теперь доступно море информации и что они получили непосредственный доступ к своим коллегам. Поток сообщений в Сети нарастал все быстрее и быстрее, пока, в конце концов, не перегрузил управляющие сетью компьютеры и связывающие их телефонные линии.

В 1987 г. NSF передала компании Merit Network Inc. контракт, по которому Merit при участии IBM и MCI должна была обеспечивать управление опорной сетью NSFNET, осуществить переход на более скоростные каналы Т-1 и продолжить ее развитие. Растущая опорная сеть уже объединяла более 10 узлов.

В 1990 году понятия ARPANET, NFSNET, MILNET и др. окончательно ушли со сцены, уступив место понятию Интернет.

Размах сети NSFNET в сочетании с качеством протоколов привели к тому, что к 1990 году, когда окончательно разукомплектовали ARPANET, семейство TCP/IP вытеснило или значительно потеснило во всем мире большинство других протоколов глобальных компьютерных сетей, а IP уверенно становился доминирующим сервисом транспортировки данных в глобальной информационной инфраструктуре.

В 1990 г. Европейская организация по ядерным исследованиям (European Organization for Nuclear Research) организовала крупнейший Интернет-сайт в Европе и обеспечила доступ в Интернет Старого света. С целью оказания помощи в продвижении и содействия концепции распределенных вычислений через Интернет CERN (Швейцария, Женева) Тим Бернерс-Ли (Tim Berners-Lee) разработал технологию гипертекстовых документов – World Wide Web (WWW), позволяющую пользователям иметь доступ к любой информации, находящейся в сети Интернет на компьютерах по всему миру.

В основе технологии WWW лежат: определение спецификаций URL (Universal Resource Locator, всеобщий указатель ресурса), HTTP (HyperText Transfer Protocol, протокол передачи гипертекста) и собственно язык HTML (HyperText Markup Language, язык разметки гипертекста). Текст можно разметить в HTML с помощью любого текстового редактора. Страницу, размеченную в HTML, часто называют Web-страницей. Для просмотра Web-страницы используется клиентское приложение – Web-браузер.

В 1994 г. образовался консорциум W3C (W3 Consortium), который объединил ученых из разных университетов и компаний (в том числе Netscape и Microsoft). С этого времени комитет стал заниматься всеми стандартами в мире Интернета. Первым шагом организации стала разработка спецификации HTML 2.0. В данной версии появилась возможность передачи информации с компьютера пользователя на сервер с помощью форм. Следующим шагом стал проект HTML 3, работа над которым началась в 1995 г. Впервые была введена система CSS (Cascading Style Sheets, иерархические таблицы стилей). CSS позволяет осуществить форматирование текста без нарушения логической и структурной разметки. Стандарт HTML 3 так и не был утвержден, вместо него был создан и принят в январе 1997 г. HTML 3.2. Уже в декабре 1997 г. W3C принимает стандарт HTML 4.0, в котором идет разделение на логические и визуальные теги.

К 1995 году темпы роста сети Интернет показали, что регулирование вопросов подключения и финансирования не может находиться в руках одного NSF. В 1995 году произошла передача региональным сетям оплаты за подсоединение многочисленных частных сетей к национальной магистрали.

Интернет вырос далеко за пределы того, каким его видели и проектировали, он перерос те агентства и организации, которые его создавали, они более не могли играть в его росте доминирующую роль. Сегодня это мощная всемирная сеть связи, основанная на распределенных коммутационных элементах - хабах и каналах связи. С 1983 года Интернет растет по экспоненте, и едва ли ни одна деталь сохранилась с тех времен, – Интернет все еще работает на основе набора протоколов TCP/IP.

Если термин «Интернет» первоначально использовался для описания сети, построенной на базе Интернет – протокола IP, то сейчас это слово приобрело глобальный смысл и лишь иногда применяется в качестве названия набора объединенных сетей. Строго говоря –Интернет, это любой набор отдельных в физическом смысле сетей, которые соединены между собой единым протоколом IP, что позволяет говорить о них, как об одной логической сети. Бурный рост Интернет, вызвал повышенный интерес к протоколам TCP/IP, в итоге появились специалисты и компании, которые нашли для него и ряд других приложений. Этот протокол начал использоваться для построения локальных вычислительных сетей (LAN - Local Area Network) даже тогда, когда не предусматривалось их подключение к сети Интернет. Кроме того, TCP/IP стал применяться при создании корпоративных сетей, которые взяли на вооружение Интернет – технологии, в том числе WWW (World Wide Web) – мировую паутину, чтобы наладить эффективный обмен внутрикорпоративной информацией. Эти корпоративные сети получили название «Интранет» и могут либо подключаться, либо нет к сети Интернет.

Изобретателем всемирной паутины считается Тим Бернерс-Ли, являющийся автором технологий HTTP, URI/URL и HTML . В 1980 году он для собственных нужд написал программу «Энквайр» («Дознаватель»), которая использовала случайные ассоциации для хранения данных и заложила концептуальную основу для Всемирной паутины. В 1989 году Тим Бернерс-Ли предложил глобальный гипертекстовый проект, теперь известный как Всемирная паутина. Проект подразумевал публикацию гипертекстовых документов, связанных между собой гиперссылками, что облегчило бы поиск и консолидацию информации для учёных. Для осуществления проекта им были изобретены идентификаторы URI, протокол HTTP и язык HTML. Это технологии, без которых уже нельзя себе представить современный Интернет. В период с 1991 по 1993 год Бернерс-Ли усовершенствовал технические спецификации этих стандартов и опубликовал их. Им был написал первый в мире веб-сервер «httpd» и первый в мире гипертекстовый веб-браузер, называвшийся «WorldWideWeb». Этот браузер был одновременно и WYSIWYG-редактором (сокр. от англ. What You See Is What You Get – что видишь, то и получишь), его разработка была начата в октябре 1990 года, а закончена в декабре того же года. Программа работала в среде «NeXTStep» и начала распространяться по Интернету летом 1991 года. Первый в мире Web –сайт Бернерс-Ли создал по адресу http://info.cern.ch/, теперь сайт хранится в архиве. Этот сайт появился он-лайн в Интернете 6 августа 1991 года. На этом сайте описывалось, что такое Всемирная паутина, как установить Web –сервер, как использовать браузер и т. п. Этот сайт также являлся первым в мире интернет-каталогом, потому что позже Тим Бернерс-Ли разместил и поддерживал там список ссылок на другие сайты.

С 1994 года основную работу по развитию Всемирной паутины взял на себя Консорциум Всемирной паутины (англ. World Wide Web Consortium, W3C), основанный Тимом Бернерсом-Ли. Данный Консорциум – организация, разрабатывающая и внедряющая технологические стандарты для Интернета и Всемирной паутины. Миссия W3C: «Полностью раскрыть потенциал Всемирной паутины, путём создания протоколов и принципов, гарантирующих долгосрочное развитие Сети». Две другие важнейшие задачи Консорциума – обеспечить полную «интернационализа́цию Сети́» и сделать Сеть доступной для людей с ограниченными возможностями.

W3C разрабатывает для Интернета единые принципы и стандарты (называемые «Рекоменда́циями», англ. W3C Recommendations), которые затем внедряются производителями программ и оборудования. Таким образом достигается совместимость между программными продуктами и аппаратурой различных компаний, что делает Всемирную сеть более совершенной, универсальной и удобной. Все Рекомендации Консорциума Всемирной паутины открыты, то есть не защищены патентами и могут внедряться любым человеком без всяких финансовых отчислений консорциуму.

В настоящее время всемирную паутину образуют миллионы Web –серверов сети Интернет, расположенных по всему миру. Web –сервер является программой, запускаемой на подключённом к сети компьютере и использующей протокол HTTP для передачи данных. В простейшем виде такая программа получает по сети HTTP-запрос на определённый ресурс, находит соответствующий файл на локальном жёстком диске и отправляет его по сети запросившему компьютеру. Более сложные Web–серверы способны динамически распределять ресурсы в ответ на HTTP-запрос. Для идентификации ресурсов (зачастую файлов или их частей) во Всемирной паутине используются единообразные идентификаторы ресурсов URI (англ. Uniform Resource Identifier). Для определения местонахождения ресурсов в сети используются единообразные локаторы ресурсов URL (англ. Uniform Resource Locator). Такие URL-локаторы сочетают в себе технологию идентификации URI и систему доменных имён DNS (англ. Domain Name System) – доменное имя (или непосредственно IP-адрес в числовой записи) входит в состав URL для обозначения компьютера (точнее – одного из его сетевых интерфейсов), который исполняет код нужного Web –сервера .

Для просмотра информации, полученной от Web –сервера, на клиентском компьютере применяется специальная программа – Web –браузер. Основная функция Web –браузера – отображение гипертекста. Всемирная паутина неразрывно связана с понятиями гипертекста и гиперссы́лки. Большая часть информации в Webе представляет из себя именно гипертекст. Для облегчения создания, хранения и отображения гипертекста во Всемирной паутине традиционно используется язык HTML (англ. HyperText Markup Language), язык разметки гипертекста. Работа по разметке гипертекста называется вёрсткой, мастера по разметке называют веб-мастером. После HTML-разметки получившийся гипертекст помещается в файл, такой HTML-файл является самым распространённым ресурсом Всемирной паутины. После того, как HTML-файл становится доступен веб-серверу, его начинают называть «веб-страницей». Набор веб-страниц образует веб-сайт. В гипертекст веб-страниц добавляются гиперссылки. Гиперссылки помогают пользователям Всемирной паутины легко перемещаться между ресурсами (файлами) вне зависимости от того, находятся ресурсы на локальном компьютере или на удалённом сервере. Гиперссылки «веба» основаны на технологии URL.

В целом можно заключить, что Всемирная паутина стоит на «трёх китах»: HTTP, HTML и URL. Хотя в последнее время HTML начал несколько сдавать свои позиции и уступать их более современным технологиям разметки: XHTML и XML. XML (англ. eXtensible Markup Language) позиционируется как фундамент для других языков разметки. Для улучшения визуального восприятия веба стала широко применяться технология CSS, которая позволяет задавать единые стили оформления для множества веб-страниц. Ещё одно нововведение, на которое стоит обратить внимание, – система обозначения ресурсов URN (англ. Uniform Resource Name).

Популярная концепция развития Всемирной паутины – создание семантической паутины. Семантическая паутина – это надстройка над существующей Всемирной паутиной, которая призвана сделать размещённую в сети информацию более понятной для компьютеров. Семантическая паутина – это концепция сети, в которой каждый ресурс на человеческом языке был бы снабжён описанием, понятным компьютеру. Семантическая паутина открывает доступ к чётко структурированной информации для любых приложений, независимо от платформы и независимо от языков программирования. Программы смогут сами находить нужные ресурсы, обрабатывать информацию, классифицировать данные, выявлять логические связи, делать выводы и даже принимать решения на основе этих выводов. При широком распространении и грамотном внедрении семантическая паутина может вызвать революцию в Интернете. Для создания понятного компьютеру описания ресурса в семантической паутине используется формат RDF (англ. Resource Description Framework), который основан на синтаксисе XML и использует идентификаторы URI для обозначения ресурсов. Новинки в этой области – это RDFS (англ. RDF Schema) и SPARQL (англ. Protocol And RDF Query Language) (произносится как «спа́ркл»), новый язык запросов для быстрого доступа к данным RDF.

В настоящее время наметились две тенденции в развитии Всемирной паутины: семантическая паутина и социальная паутина. Семантическая паутина предполагает улучшение связности и релевантности информации во Всемирной паутине через введение новых форматов метаданных. Социальная паутина полагается на работу по упорядочиванию имеющейся в Паутине информации, выполняемую самими пользователями Паутины. В рамках второго направления наработки, являющиеся частью семантической паутины, активно используются в качестве инструментов (RSS и другие форматы веб-каналов, OPML, микроформаты XHTML).

Одним из самых современных и экономичных видов связи стала Интернет-телефония. Днем ее рождения можно считать 15 февраля 1995 года, когда фирма VocalTec выпустила свой первый soft-phone – программу, служащую для обмена голосом по сети IP. Затем Microsoft выпустил в октябре 1996 года первую версию NetMeeting. А уже в 1997 году стали вполне обычными соединения через Интернет двух обычных телефонных абонентов, находящихся в совершенно разных местах планеты.

Почему обычная междугородная и международная телефонная связь так дорога? Объясняется это тем, что во время разговора абонент занимает целый канал связи, причем не только когда говорит или слушает собеседника, но и когда молчит или отвлекается от разговора. Так происходит при передаче голоса по телефону обычным аналоговым способом.

При цифровом же способе информацию можно передавать не непрерывно, а отдельными «пакетами». Тогда по одному каналу связи можно посылать информацию одновременно от многих абонентов. Этот принцип пакетной передачи информации подобен перевозке множества писем с разными адресами в одном почтовом вагоне. Ведь не «гоняют» же один почтовый вагон для перевозки каждого письма в отдельности! Такое временное «пакетное уплотнение» позволяет намного эффективнее использовать существующие каналы связи, «сжимать» их. На одном конце канала связи информация делится на пакеты, каждый из которых, подобно письму, снабжается своим индивидуальным адресом. По каналу связи пакеты многих абонентов передаются «вперемежку». На другом конце канала связи пакеты с одним адресом снова объединяются и направляются своему адресату. Такой пакетный принцип широко используется в сети Интернет .

Имея персональный компьютер, звуковую карту, совместимые с ней микрофон и наушники (или звуковые колонки), абонент может с помощью Интернет-телефонии позвонить любому абоненту, у которого имеется обычный городской телефон. При этом разговоре он также будет платить только за пользование Интернетом. Перед началом пользования Интернет-телефонией абоненту – владельцу персонального компьютера необходимо установить на него специальную программу.

Для пользования услугами Интернет-телефонии не обязательно иметь персональный компьютер. Для этого достаточно иметь обычный телефон с тональным набором. В этом случае каждая набранная цифра уходит в линию не в виде разного количества электрических импульсов, как при вращении диска, а в виде переменных токов разной частоты. Такой тоновый режим есть в большинстве современных телефонных аппаратов. Для пользования Интернет-телефонией с помощью телефонного аппарата нужно купить кредитную карточку, и позвонить на мощный центральный компьютер-сервер по указанному на карточке номеру. Затем автомат сервера голосом (по выбору на русском или английском языке) сообщает команды: набрать с помощью кнопок телефонного аппарата серийный номер и ключ карточки, набрать код страны и номер своего будущего собеседника. Далее сервер превращает аналоговый сигнал в цифровой, отправляет его в другой город, в находящийся там сервер, который снова преобразует цифровой сигнал в аналоговый и отправляет его нужному абоненту. Собеседники разговаривают как по обычному телефону, правда, иногда чувствуется небольшая (на доли секунды) задержка ответа. Напомним, что для экономии каналов связи голосовая информация передается «пакетами» цифровых данных: ваша голосовая информация расчленяется на отрезки, пакеты, называемые Интернет-протоколами (IP).

В 2003 году была создана программа Skype (www.skype.com), совершенно бесплатная и не требующая от пользователя практически никаких знаний ни для ее установки, ни для использования. Она позволяет разговаривать в режиме видеосопровождения с собеседниками, находящимися у своих компьютеров в разных концах света. Для того чтобы собеседники могли видеть друг друга, компьютер каждого из них должен быть снабжен web-камерой.

Вот такой длинный путь в развитии средств связи проделало человечество: от сигнальных костров и барабанов до сотового мобильного телефона, который позволяет практически мгновенно связаться двум людям, находящимся в любых точках нашей планеты. При этом, несмотря на различные расстояния, у абонентов создается ощущение личного общения.

Для любого современного жителя планеты компьютер без доступа к интернету – вещь бесполезная. Глобальная паутина служит быстрым, удобным и лучшим способом взаимодействия с внешним миром, однако так было не всегда. Еще в середине 20 века это слово совершенно ничего не значило.

Вспомним былое

Так когда же был создан интернет, кем и для чего? Основоположниками идеи, как ни странно, являются американские специалисты. Всё началось в октябре 1957 года, когда Советским Союзом был выпущен искусственный спутник Земли, что и подвигло американцев на решительные действия.

Министерство обороны США, ощутив явное превосходство русской нации, решило создать надежную и оперативную систему обмена информацией. Такая система должна была помочь стране в случае внезапной войны. Столь нелегкую ответственность возложили на ведущие университеты Америки.

Благодаря хорошему финансированию исследовательский центр Стенфорда и университеты Лос-Анджелеса, Санта-Барбары, а также Юты сумели воплотить задумку в жизнь к 1969 году. Четыре учебных заведения были объединены в общую сеть под названием “Advanced Research Projects Agency Network” (сокр. ARPANET).

Дата «Рождения» всемирной паутины

Уже в первые месяцы невозможно было не оценить эффективность электронного новшества. Система начала активно развиваться, получив множество одобрений со стороны многих ученых и исследователей прошлого века. В конце октября 1969 года был проведен первый благополучный сеанс связи между двумя университетами.

Именно 29 октября 1969 – дата появления интернета. Сотрудник Калифорнийского института Чарли Клайн установил удаленное соединение, которое посредством телефонного разговора подтверждал работник Стенфорда Билл Дюваль. Конечно, не всё проходило гладко, но связь всё-таки удалось наладить.

Процесс развития

Как говорится, хорошее на полке на залеживается. Это выражение не стало исключением и для сети. Спустя два года после установления удаленной связи была изобретена любимая нами электронная почта. Это случилось 2 октября 1971 года благодаря трудам Рэя Томлинсона, ведущего инженера научной корпорации BBN TECHNOLOGIES.

Идея исследователя – создание разделительного знака между пользовательским логином и доменом. Не задумываясь, мы и сейчас активно применяем этот символ, называя его простым человеческим словом «собака». Рэй помог сделать сеть массовой, приобщив сотни тысяч заинтересованных людей.

Но даже тогда понятия и концепции Всемирной паутины не существовало. Было лишь облачное пространство для обмена данными на значительном расстоянии, куда входила и пересылка электронных писем и разного рода рассылка, новостные группы, доски частных объявлений.

Автор истинной мировой паутины

С 1971 до 1989 года была проделана колоссальная работа над расширением возможностей интернет-сети. Активно развиваются протоколы передачи данных, над которыми усердно трудился Джонатан Постел. Была разработана система доменного имени. Был успешно внедрен протокол, позволяющий реальное общение.

И только в 1989 году сотрудник IMAGE COMPUTER SYSTEMS LTD, занимающийся коммуникативным ПО и архитектурой систем в режиме онлайн, предлагает руководству компании доктрину “World Wide Web” (Всемирная паутина). Имя основоположника замысла Тимоти Джон Бернес-Ли.

Бернес-Ли выпускник-отличник Оксфордского университета со степенью бакалавра-физика. Название концепции “World Wide Web” он придумал самостоятельно, опираясь на свою работу и основываясь на названии всем известного протокола. Все мы привыкли называть его «тройное дабл-ю» или «ввв» (www).

К концу 1989 года в США и Европе востребован не только имейл, но и общение в реальном времени, разнообразные новостные ленты, развивается коммерческая деятельность. Тим Бернес-Ли не останавливается на достигнутом, а продолжает модернизировать новомодную систему.

Новое лицо

Талантливый физик-программист разрабатывает веб-сервер и первый в истории веб-обозреватель. Именно его усилиями были созданы: редактор страниц, традиционный способ записи адреса сайта, язык гипертекстовой разметки (HTML), протоколы передачи данных. В 1990 году к нему присоединяется бельгиец Роберт Кайо.

Роберт состоял на службе в Европейском центре ядерных исследований(CERN). Он возглавлял отдел, который на тот момент занимался вычислительными системами в отделении обработки данных. Старания Кайо были направлены на получение основного финансирования для проекта Тима Бернеса.

Кроме финансовой части и организационных вопросов, Роберт Кайо принимал активное участие в разработке и продвижении интернета. Однако он не оставил за собой права соавтора, вследствие чего был практически забыт. В истории все чаще звучит только лишь имя исследователя Тима Бернеса-Ли.

Заключение

Интересно, думали ли все упомянутые люди о том, что в 2016 году мир буквально погрузится в просторы интернета. Будет установлена спутниковая связь, видеообщение и другое. В каждой стране появится свой термин глобального интернета, отображающий языковую принадлежность (РУНЕТ) и демонстрирующий национальные домены.

К слову, первый домен Российской Федерации (RU) был зарегистрирован весной 1994 года. Теперь каждый из читателей знает когда, как и кем был придуман и внедрен интернет. Сегодня – это передовое достижение науки и технологий, являющееся органичной частью современного общества.

25 лет назад, 23 августа 1991 года, британский ученый Тимоти Бернерс-Ли официально представил первый в мире интернет-сайт. За это время мир изменился кардинально.

Однако то, что представляет собой интернет сейчас, уже не совпадает с изначальным замыслом Бернерса-Ли. Плохо это или хорошо – спорный вопрос. Что по этому поводу думает создатель WWW? Какой путь прошел сам Бернерс-Ли?

Тимоти Джон Бернерс-Ли родом из Великобритании. Он появился на свет 8 июня 1955 года в Лондоне. Его родители – Конвэй Бернерс-Ли и Мэри Ли Вудс – были учеными-математиками. Они тоже были связаны с ИТ: вели исследования в области создания одного из первых компьютеров – Manchester Mark I.

Кроме этого предпосылками для изобретения WWW послужила идея американского ученого Ванневара Буша, который придумал концепцию гипертекста.

В более широком понимании гипертекстом является литературное произведение, словарь или энциклопедия, где содержатся конфигурации (patterns), использование которых позволяет соотносить не связанные линейной последовательностью части текста, рассматривая их как воплощение смыслового единства.

В компьютерной терминологии гипертекст - это текст, сформированный с помощью языка разметки с расчетом на использование гиперссылок.


Через несколько лет после рождения Тима Бернерса-Ли Тед Нельсон выступил с предложением о создании «документальной вселенной», где все тексты, когда-либо написанные человечеством, были бы связаны воедино при помощи того, что мы сегодня назвали бы «перекрестными ссылками».

Детство и юность

В 12 лет Тим поступил в частную школу Эмануэль в городке Вэндсворт. Там мальчик начал проявлять интерес к точным наукам. После окончания школы он поступил в колледж при Оксфорде. Однажды его лишили доступа к учебным компьютерам за серьезный проступок – хакерскую атаку (по другой версии, его застукали за компьютером лаборатории ядерной физики за компьютерными играми). В те времена компьютеры были большими, а компьютерное время стоило дорого.

Это обстоятельство натолкнуло Тима на мысль, что он может собрать компьютер сам. Через некоторое время у него появился самодельный компьютер на базе процессора М6800, с обычным телевизором вместо монитора и сломанным калькулятором – вместо клавиатуры.

Карьера

Бернерс-Ли окончил Оксфорд в 1976 году, по специальности «Физика», после чего начал свою карьеру в компании Plessey Telecommunications Ltd. в графстве Дорсет. Сферой его деятельности на тот момент были распределенные транзакции. Уже через пару лет он перешел в другую компанию – DG Nash Ltd, где разрабатывал программное обеспечение для принтеров.

Следующее место работы сыграло решающую роль в судьбе Тима, да и всего человечества. Европейская лаборатория по ядерным исследованиям (CERN, ЦЕРН) располагалась в Женеве (Швейцария). Там Бернерс-Ли разработал программу Enquire (дословный перевод с английского звучит как «дознаватель», «справочная» или «записная книжка»), которая использовала метод случайных ассоциаций. Принцип ее работы, во многом, явился основой для создания Всемирной паутины.

Затем Тим три года работал системным архитектором. А в рамках научной работы в CERN он разработал ряд распределенных систем для сбора данных.

С 1981 по 1984 год Тим Бернерс-Ли работал в компании Image Computer Systems Ltd.

WWW

В 1984 году он вернулся в CERN, получив там стипендию. В это время он работал над системой «FASTBUS» и разработал собственную систему RPC (англ. Remote Procedure Call, удалённый вызов процедуры). Кроме того, переработке подверглась программа Enquire.

На новом этапе развития она уже должна была не только поддерживать произвольные гипертекстовые ссылки, облегчая поиск в базе, но и стать многопользовательской и кроссплатформенной системой.

Главная задача новой программы заключалась в публикации гипертекстовых документов, которые были бы связаны между собой гиперссылками. Это позволяло заметно облегчить поиск информации, ее систематизацию и хранение. Первоначально предполагалось, что проект будет реализован во внутренней сети CERN для локальных исследовательских нужд, как современная альтернатива библиотеке и другим хранилищам данных. При этом, загрузка данных и доступ к ним были возможны с любого компьютера, подключенного к WWW.

Несмотря на скептическое отношение старших коллег, в 1989 году проект, получивший название «World Wide Web» был утвержден и реализован. Огромную помощь в этой работе Тиму оказал Роберт Кайо (Robert Cailliau).

Осенью 1990 года сотрудники CERN получили в пользование первый «веб-сервер» и «веб-браузер», написанные собственноручно господином Бернерсом-Ли в среде NeXTStep. Летом 91-го года проект WWW, покоривший научный мир Европы, пересёк океан и влился в американский Internet.

Работа над проектом продолжалась с 1991 по 1993 год: разработчики собирали отзывы пользователей и на их базе осуществляли доработку всемирной паутины. В частности, уже тогда были предложены первые версии протоколов URL (как частный случай идентификатора URI), HTTP и HTML. Также был внедрен первый веб-браузер на основе гипертекста World Wide Web и редактор WYSIWYG.

Одним из ключевых свойств WWW всегда считалась децентрализация узлов. Как и у прародителей интернета (сетей ARPANET и NSFNet), она обеспечивала надёжность функционирования, отсутствие географических границ и политических барьеров.

С тех пор как в 1991 году веб начал своё бурное развитие, он постепенно менялся, утрачивая свои главные черты. Корневые DNS-серверы оказались сосредоточены на территории США, что сделало Сеть более уязвимой.

Забегая вперед, приведем цитату Тима о том, к чему все это привело:

Монополия на интернет-сервисы формируется стандартным образом: сначала людям предлагается удобный способ делать что-либо в Сети бесплатно. Искать в интернете и на карте, на компьютере и смартфоне, общаться в почте, чате и соцсети, смотреть видео и размещать своё, планировать дела и отпуск, работать с документами прямо из браузера… Если каких-то аналогов популярных служб не хватает, то их просто покупают у других компаний, не давая последним вырасти в крупный холдинг и составить конкуренцию.

В какой-то момент всё ставшее привычным для многих оказывается на серверах единственной компании, которая знает о каждом человеке и об их взаимодействиях слишком много. Google, Microsoft, Yahoo, Apple, Facebook… Пока вы думаете, что пользуетесь их продуктами, они используют ваши данные, делят интернет между собой и начинают диктовать всё более жёсткие условия. Залогиньтесь в Google, чтобы оставить комментарий на YouTube. Разрешите отслеживание местоположения, предоставьте сведения о своём профиле и списке друзей…


Страница первого в мире сайта

Первый в мире веб-сайт Бернерс-Ли создал по адресу info.cern.ch/ , теперь сайт хранится в архиве. Этот сайт появился в Интернете 6 августа 1991 года. Его содержанием была ознакомительная и вспомогательная информация. На сайте описывалось что такое Всемирная паутина, как установить веб-сервер, как получить браузер и так далее. Этот сайт также являлся первым в мире интернет-каталогом, потому что позже Тим Бернерс-Ли разместил и поддерживал там список ссылок на другие сайты.

Дальнейшее развитие Паутины

С 1994 года Бернерс-Ли возглавляет в Лаборатории информатики MIT (сейчас – Лаборатория информатики и искусственного интеллекта, совместно с Массачусетским институтом) кафедру Основателей 3Com, где работает в качестве ведущего исследователя.

В 1994 году при Лаборатории им был основан Консорциум Всемирной паутины MIT (W3C), который и по сей день осуществляет разработку и внедрение стандартов для сети интернет. В частности, Консорциум работает над тем, чтобы обеспечить Всемирной паутине стабильное и непрерывное развитие – в соответствии с последними требованиями пользователей и уровнем технического прогресса. W3C ставит перед собой задачу полностью раскрыть потенциал Всемирной паутины, сочетая стабильность стандартов с их быстрой эволюцией.

В 1999 году Бернерса-Ли выпустил книгу под названием «Плетя паутину: итоги и будущее Всемирной паутины». В ней подробно описывается процесс работы над ключевым проектом в жизни автора. Он также написал о перспективах развития интернета и интернет-технологий и обозначает ряд важнейших принципов:

1. Возможность редактировать информацию Паутины не менее важна, чем возможность серфинга. В этом смысле Бернерс-Ли очень рассчитывал на концепцию WYSIWYG.

2. Компьютеры могут быть использованы для «фоновых процессов», помогающих людям работать сообща.

3. Каждый аспект Интернета должен работать как паутина, а не как иерархия. В этом смысле неприятным исключением является система имён доменов (англ. Domain Name System, DNS), управляемая организацией ICANN.

4. ИТ-специалисты несут не только техническую ответственность, но и моральную.


В 2004 году Бернерс-Ли стал профессором Саутгемптонского университета, где работал над проектом семантической паутины. Она представляет собой новую версию Всемирной паутины, где все данные пригодны для обработки при помощи специальных программ. Это – своего рода «надстройка», предполагающая, что у каждого ресурса будет не только обычный текст «для людей», но и специальным образом закодированный контент, понятный компьютеру.

Семантическая паутина открывает доступ к чётко структурированной информации для любых приложений, независимо от платформы и независимо от языков программирования. Программы смогут сами находить нужные ресурсы, классифицировать данные, выявлять логические связи, делать выводы и даже принимать решения на основе этих выводов. По мнению Бернерса-Ли, при широком распространении и грамотном внедрении семантическая паутина может вызвать революцию в Интернете.

В 2005 году была издана его вторая книга – «Пройдя семантическую паутину: полное раскрытие потенциала Всемирной паутины».

На настоящий момент Тим Бернерс-Ли является Выдающимся членом Британского компьютерного общества, иностранным членом Национальной академии наук США и многих других. Его труд был отмечен множеством наград, включая Орден заслуг, место в списке «100 величайших умов века» по версии журнала Time Magazine (1999 год), премию «Квадрига» в номинации «Сеть знаний» (2005), премию М.С.Горбачева в номинации «Перестройка» - «Человек, изменивший мир» (2011) и другие.
12 марта 2014 года вебу исполнилось 25 лет. По этому поводу создатель WWW написал в своем блоге:

В 1993 году мне удалось убедить ЦЕРН объявить WWW технологией, которая будет доступна всем и всегда, без каких либо лицензионных выплат.

Это решение позволило десяткам тысяч людей начать вместе строить паутину. Сегодня около 40% населения планеты пользуются ею. Веб уже принёс пользу мировой экономике на триллионы долларов, преобразовал образование и медицину и послужил распространению демократии во всем мире. И это только начало.

Сегодняшний день - праздник для нас. Но это и повод задуматься, обсудить и начать действовать. Давно пора принимать ключевые решения об управлении интернетом и его развитии, и жизненно важно, чтобы мы все приняли участие в обсуждении будущего Всемирной паутины. Как мы сможем быть уверенны, что остальные 60% человечества быстро получат доступ в интернет? Как мы можем быть уверенны, что веб будет поддерживать все языки и культуры, а не только несколько самых распространённых?

Как мы сможем договориться по поводу открытых стандартов грядущего интернета вещей? Позволим ли мы кому-то расфасовывать и ограничивать наше общение в сети или защитим магию открытой паутины и ту власть говорить, открывать и создавать, которую она даёт? Как мы можем построить систему сдержек и противовесов, которая гарантирует подотчётность обществу тех групп, которые могут шпионить за сетью? Такие вопросы приходят в голову мне. А вам?


Влияние Бернерса-Ли на ИТ-индустрию, да и на мир в целом, сложно переоценить. Однако он не стремился получать сверхприбыли от своих проектов и изобретений. Он не стал очередным Гейтсом, Цукербергом или Джобсом. Он остался самим собой.